Сергей: Тут опять же сложный вопрос. Мы сейчас имеем очень ограниченную область применения архитектуры. На данный момент. В основном, область применения архитектуры ограничена девелоперскими проектами. И, как правило, это жилье. Если посмотреть, что происходит в Китае, например, там сейчас, безусловно, происходит большой, серьезный расцвет. Есть деньги, есть много классных специалистов, которые учились в европейских странах. Вернулись в Китай и делают там очень круто, очень много и здорово. Если смотреть на то, что там существует на уровне типологии, то там строится маленький музей в каком-нибудь далеком провинциальном городе, ресторан в каком-нибудь парке, дом для престарелых, больница, детский сад, крематорий. То есть, огромное количество самых разнообразных типологий, в которых эта архитектура себя проявляет.
У нас в России сейчас ситуация такая, что типологий, в которых архитектура способна себя проявить, очень мало. И это очень сильно отражается на ее представленности. Конечно, мы же говорим, что в России могут делать классные фасады для домов. В моем представлении, то, что сейчас происходит в России, в архитектуре, сводится к рисованию фасадов, и только. В строго заданных «коробках». Другого я особо не вижу. Театров не строят, музеев не строят. То, что делается, неплохо. Но у нас есть очень странная история про какую-то бесконечную идею воспроизводства уже однажды найденного решения. То есть, это понятный путь, в том смысле, что он содержит наименьшее количество ошибок.
Человек живет, постоянно занимается какими-то очень утилитарными вещами. А вот сесть, например, картину написать, ему почему-то недоступно. Потому что это неправильно, это не про него, не про жизнь. Мы живем в состоянии такой постоянной мобилизации. И в этом состоянии мобилизации, нам недоступно взять да и придумать классное здание. Если взять какую-то историческую перспективу, то мы увидим, что самые большие успехи в технологиях всегда носили мобилизационный характер. А вот архитектура - «вещь» все-таки не мобилизационного свойства. Она требует вдумчивого подхода, а вдумчивый подход требует времени.
Архитектура, на самом деле, в России начнется тогда, когда пригласят архитектора для того, чтобы построить детский садик. Когда здание администрации маленького провинциального города будет строить не просто прораб, а архитектор, возможно, на конкурсной основе. Эта конкурсная основа будет исходить не из простых критериев утилитарности, а чего-то большего. Вот что я имею сказать о российской архитектуре.